В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCo V), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», указом Мэра Москвы от 29 марта 2020 г. № 34- УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» с 28 марта по 05 апреля 2020 года на территории г. Москвы временно приостановлена деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (за исключением обслуживания на вынос), салонов красоты, соляриев, бань, саун, а так же проведение массовых мероприятий.
В этих условиях уполномоченными ведомствами и организациями принимаются меры по изоляции граждан, являющихся переносчиками данной инфекции, в том числе потенциальными (самоизоляция, карантин и т.д.). Такие меры являются наиболее эффективными в вопросе противодействия распространению коронавируса.
Между тем, ввиду разных причин, зачастую — из-за отсутствия ответственности и сознательности, граждане могут нарушать режим изоляции (самоизоляции).
При нарушении режима карантина, человек помещается в инфекционный стационар. Согласно п. 9 ст. 20 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», госпитализация без согласия гражданина допускается в отношении заболевших опасными заболеваниями. Коронавирус теперь в список таких заболеваний включен — так что россияне обязаны исполнять предписания, устанавливающие ограничительные мероприятия (ст. 33 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Помимо этого, за нарушение режима изоляции возможно привлечение гражданина к различным мерам ответственности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. В качестве альтернативного наказания для ИП и организаций применяется административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В случае неисполнения предписаний органов Роспотребнадзора об изоляции (самоизоляции) граждан, по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа в размере до 500 руб.
Кроме того, исходя из наступивших последствий, гражданин может быть привлечен уже к уголовной ответственности.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, ч. 1 ст. 236 УК РФ предусмотрено наложение штрафа в размере до 80 тыс. руб. и ограничение свободы на срок до 1 года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы до 5 лет (ч. 2 ст. 236 УК РФ).